Как прослушать легкие фонендоскопом у ребенка

Содержание
  1. Звуки при пневмонии
  2. Что это такое?
  3. Признаки болезни для составления аускультативной картины
  4. Постановка диагноза у взрослых по звуку в легких
  5. Стереостетофонендоскоп
  6. Заключение
  7. Аускультация легких: точки выслушивания, алгоритм проведения, нормы || Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка
  8. Аускультация легких у детей
  9. При каких заболеваниях
  10. Алгоритм проведения аускультации легких
  11. Показатели нормы или нормальная аускультативная картина
  12. Дополнительные дыхательные шумы
  13. Аускультация легких у детей: точки выслушивания, алгоритм действия и нормы
  14. Для чего используется?
  15. Особенности выполнения
  16. Нормы и отклонения
  17. Чем слушают сердцебиение плода в женской консультации — Врачи в г.Волгоград — портал отзывов о докторах
  18. Методы выслушивания сердцебиения
  19. Устройство современного фонендоскопа
  20. Как называется прибор, которым врачи слушают твоё дыхание?
  21. Применение стето- и фонендоскопа
  22. Когда необходимо подсчитывать ЧСС плода дома
  23. Стетоскоп и фонендоскоп в чем разница
  24. Что такое аускультация лёгких, алгоритм проведения
  25. Стетоскоп и фонендоскоп. Разница
  26. Что такое аускультация
  27. Плюсы и минусы аускультации
  28. Особенности проведения выслушивания
  29. Точки аускультации

Звуки при пневмонии

Как прослушать легкие фонендоскопом у ребенка

Пневмония – тяжелое заболевание, которое может серьезно навредить здоровью даже взрослого человека. Для лечения патологии мало вовремя обратиться к врачу, необходимо пройти полноценную диагностику.

Очень важно получить как можно больше сведений о развитии воспаления легких, знать масштабы поражения легочной ткани, степень прогрессирования заболевания. Часть нужной информации, особенно на начальном этапе, может принести аускультация.

Что это такое?

Аускультацией называется неинвазивный физический метод диагностики, в основе которого лежит принцип выслушивания звуков, которые образуются в процессе работы внутренних органов.

Существует несколько видов аускультации:

  1. Непрямая – подразумевается использование медработником специальных приспособлений, таких как стетоскоп или фонендоскоп (это могут быть также трубки различных форм и величины, например, которые используются в акушерской практике). Данный вид исследования используется в подавляющем большинстве случаев.
  2. Прямая – речь идет о выслушивании звуков путем обычного прикладывания уха к участку тела пациента, где позиционируется интересующий врача орган.

В большинстве случаев аускультация применяется именно для оценки работы легких и диагностики легочных заболеваний.

К этому методу в обязательном порядке прибегают все педиатры и терапевты во время первичного осмотра пациента даже при рядовом ОРВИ.

Также в медицинской практике его используют пульмонологи и многие другие специалисты. Разумеется, для диагностики воспаления легких аускультация применяется не реже.

Признаки болезни для составления аускультативной картины

При подозрении на пневмонию, звук в легких необходимо выслушать особенно тщательно, поочередно уделяя внимание разным частям. Таким образом, врач последовательно выслушивает следующие участки:

  1. Передняя часть грудной клетки, начинающаяся от подключичной зоны и оканчивающаяся диафрагмальной областью.
  2. Затем осуществляется выслушивание боковых участков грудной клетки (в области ребер).
  3. Выслушивание задней части, то есть спины (плечевой пояс, лопаточная зона и ниже).

Если проводить аускультацию по всем канонам, прописанным в медицинских справочниках, нужно соблюдать ряд правил. Например, при исследовании боковых частей грудной клетки в передней проекции, пациент должен поднять обе руки над головой.

Когда врач переходит к аускультации спины, больному необходимо наклонить голову вниз и скрестить руки на груди. На протяжении всего процесса выслушивания легких рекомендуется дышать ртом или делать глубокий вдох носом, а выдыхать ртом.

Можно выделить три пункта особенностей проведения диагностики, каждый из которых соответствует отдельному этапу исследования:

  1. Первый этап подразумевает выслушивание легких при глубоком дыхании. При этом пациент должен стараться не издавать лишних звуков, чтобы не исказить аускультативную картину. Врач проводит сравнительную характеристику звуков в правом и левом легких, поэтому дышать придется довольного долго. Учитывая тот факт, что на первом этапе аускультации пациент должен находиться в вертикальном положении, могут потребоваться перерывы, чтобы избежать гипервентиляции легких.
  2. Второй этап аускультации легких на предмет развития пневмонии у взрослых подразумевает выслушивание участков, показавшихся подозрительными. Данный этап исследования не занимает много времени, на каждый подозрительный участок требуется всего несколько глубоких вдохов. За это время специалист успевает оценить характер звуков и сделать соответствующие выводы.
  3. Третий этап отличается от предыдущих тем, что перед его началом больной должен хорошенько прокашляться. Дело в том, что после приступа кашля восстанавливается естественная вентиляция бронхов, что позволяет обнаружить новые патологические шумы или услышать старые более отчетливо. Именно после кашля становится более явным один из характерных для пневмонии тип шумов – крепитация. Однако, если определенные участки бронхов закупорены мокротой, третий этап может не дать важных результатов, за исключением понимания факта закупорки.

Важно! На всех этапах аускультации больной должен занимать вертикальное положение. Но выслушивание звуков в легких важно проводить и в горизонтальном положении, в качестве дополнительного этапа. Дело в том, что, когда пациент лежит, бронхи сужаются и если присутствуют сухие хрипы, они будут слышны более отчетливо.

Постановка диагноза у взрослых по звуку в легких

Даже при условии проведения аускультации, первое, на что обращает внимание врач – клинические признаки болезни, проявляющиеся у пациента.

Если же говорить непосредственно об аускультации, при выслушивании легких на развитие пневмонии указывают рассмотренные в данной главе шумы и звуки. По их характеру можно строить предположения касательно формы воспаления легких.

  • Крупозная пневмония – при выслушивании легких отчетливо слышна крепитация, которую часто сравнивают с хрустом. Кроме того, хрипы классифицируют как влажные, возникающие преимущественно в момент глубокого вдоха. Возникновение крепитаций и влажных хрипов обусловлено прохождением воздуха через скопления слизи на стенках альвеол и пузырчатого экссудата в бронхах.
  • Очаговая пневмония – данной форме воспаления легких характерно так называемое грубое дыхание, сопровождающееся сухими хрипами и четко локализованной крепитацией, которая прослушивается непосредственно в области очага воспаления. При этом крепитации возникают в процессе вдоха, что объясняется раскрытием альвеол, слипшихся вследствие накопления слизи. Сухие хрипы, наоборот, возникают на выдохе, и по мере выхода воздуха, превращаются в мелкопузырчатые шумы.

Вне зависимости от формы или вида пневмонии, характерные шумы и хрипы возникают как на вдохе, так и на выдохе.

После кашля патологические звуки в легких приобретают более отчетливый характер или вовсе изменяются, как и от смены положения тела.

Именно по этой причине врач обязан проводить аускультацию до и после приступов кашля, а также просить пациента принять горизонтальное и вертикальное положение.

Важно! Помимо хрипов и шумов, врач должен обращать внимание на любые отклонения от нормы. Навести на мысль о воспалении легких может даже ослабленное или отягощенное дыхание.

Стереостетофонендоскоп

Человеческий слух несовершенен – мы хорошо слышим преимущественно пространственные колебания.

В аускультации многое зависит от стадии развития пневмонии и особенностей слуха врача, который проводит диагностику.

По этой причине некоторые детали могут ускользнуть, что грозит постановкой неправильного диагноза или позволит болезни прогрессировать до тех пор, пока врач не сможет услышать определенные шумы.

Чтобы подобного не случилось, можно прибегнуть в более точному методу аускультации, в процессе которого используется специальный прибор – стереостетофонендоскоп. Устройство обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • Возможность «услышать» пневмонию на самых ранних стадиях патологического процесса, то есть до появления яркой аускультативной картины. Такие звуки человеческое ухо распознать не может.
  • Возможность точно установить локализацию очага воспаления.
  • Благодаря чувствительности устройства, появляется возможность начать лечение в рекордно ранние сроки.
  • Значительно ускоряется процесс диагностики.

Заключение

Аускультация является далеко не самым информативным методом диагностики воспаления легких. Однако, процедуру можно считать золотым стандартом выявления заболеваний органов дыхания, ведь ее проводит каждый врач на первом осмотре. От того, что слышно во время аускультации, зависят дальнейшие действие специалиста (назначение флюорографии, например)

Загрузка…

Источник: https://fok-zdorovie.ru/zabolevaniya-legkih/auskultacziya-legkih-pri-pnevmonii-kakie-zvuki-slyshit-vrach

Аускультация легких: точки выслушивания, алгоритм проведения, нормы || Как правильно слушать легкие фонендоскопом у ребенка

Как прослушать легкие фонендоскопом у ребенка

Во время применения фонендоскопа необходимо соблюдать определенную последовательность.

Проведение методики согласно общеизвестным стандартам – залог получения максимально достоверных результатов.

Исключением могут служить случаи динамического наблюдения за состоянием больных в течение длительного лечения. У таких пациентов врач целенаправленно обследует конкретный патологический участок.

Слушать во время аускультации легких нужно по схеме, указанной ниже.

Аускультация легких у детей

Аускультация легких у детей – важный диагностический метод, позволяющий выявить патологию респираторной системы у пациентов раннего возраста. Технология обследования совпадает с принципом проведения процедуры у взрослых.

Особенности аускультации легких у детей:

  • Необходимость использования мембран или воронок меньшего размера;
  • Слабое развитие мышц грудной клетки, что ведет к существенному усилению дыхательных звуков. Такое дыхание называется пуэрильным;
  • Необходимость более тщательного контроля температуры фонендоскопа, прикладываемого к коже ребенка. Дети негативно реагируют на прикосновения слишком холодной мембраны или воронки.

При каких заболеваниях

За два тысячелетия истории выслушивания легких врачи накопили опыт в вопросе диагностики разнообразных заболеваний «на слух». В медицинских университетах молодых докторов учат, как распознавать ту или иную патологию с помощью фонендоскопа.

Болезни, которые диагностируются с помощью аускультации:

  1. Бронхит острого или хронического течения;
  2. Пневмония. Воспаление легких – серьезная патология, изменяющая функцию соответствующих органов. Аускультация легких при пневмонии – метод, используемый дополнительно для контроля качества проводимой терапии;
  3. Бронхиальная астма;
  4. Гидро- или пневмоторакс – скопление жидкости или воздуха в плевральной полости;
  5. Острый отек легких – застой крови в тканях соответствующего органа.

Алгоритм проведения аускультации легких

Особенностью проведения современной аускультации легких остается наличие фонендоскопа. Единицы врачей используют стетоскоп – деревянная трубка без гибких элементов и привычных ушных олив.

Диагностика может осуществляться как в больнице (поликлинике), так и дома у пациента. В экстремальных ситуациях выслушивание легких проводится в условиях, в которые попадает человек. Главное – установить наличие повреждения легочной ткани и решить вопрос о необходимом лечении.

Алгоритм выполнения аускультации легких:

  • Пациент во время обследования стоит или сидит;
  • Важно, чтоб в комнате было тепло и тихо;
  • Для качественной аускультации рекомендуется раздеть пациента сверху до пояса. Шуршание одежды может стать причиной неправильной трактовки услышанных врачом звуков;
  • Доктор поочередно прикладывает головку фонендоскопа к соответствующим точкам, согласно схеме, указанной выше.

Показатели нормы или нормальная аускультативная картина

Понятие нормы во время аускультации требует понимания принципов образования звуковых колебаний во время прохождения воздуха сквозь респираторные пути.

Выделяют два типа дыхания:

  1. Везикулярное (альвеолярное). При аускультации легких в норме указанный тип выслушивается над всей поверхностью легких. Образование характерного шума обусловлено наполнением альвеол воздухом, что сопровождается завихрением его потока с напряжением стенок соответствующих структур. При аускультации выслушивается характерный звук «ф» преимущественно на вдохе. Выдох слышен очень недолго;
  2. Бронхиальное. Указанный тип звука определяется над поверхностью гортани, трахеи. Особенностью остается одинаковая продолжительность двух фаз дыхательного цикла.

У детей везикулярное дыхание выслушивается, как шумное с более высокой амплитудой. Причина – слабое развитие мышечного корсета и прилегание легких к внутренней стенке грудной клетки.

В норме характер дыхания одинаков для всех локализаций. Выраженность шумов может снижаться в верхних и нижних точках аускультации, что обусловлено снижением количества альвеол в указанных местах из-за анатомических особенностей легких.

Дополнительные дыхательные шумы

Во время аускультации легких врач слышит разнообразные звуки. Вариант нормы описан выше. В таблице ниже указаны наиболее распространенные заболевания с характерными изменениями аускультативной картины.

Описанные выше шумы относятся к основным. Кроме бронхиального и везикулярного дыхания, при аускультации могут фиксироваться дополнительные звуковые явления, которые влияют на понимание патологии, развивающейся в легких пациента.

Хрипы – вспомогательные дыхательные шумы, связанные с прохождением воздушных масс через респираторные пути, в которых образуются дополнительные преграды (мокрота, гной, кровь). Во время контакта с жидкостью возникает завихрение газовой смеси, что ведет к появлению соответствующего феномена.

https://www.youtube.com/watch?v=kbJ6Wumzv2A

Хрипы бывают:

  1. сухие;
  2. влажные;
  3. смешанные.

Источник: https://boley-net.ru/pravilno-slushat-legkie-fonendoskopom-rebenka/

Аускультация легких у детей: точки выслушивания, алгоритм действия и нормы

Как прослушать легкие фонендоскопом у ребенка

В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.

Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений.

Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

Для чего используется?

Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

  • пневмония;
  • легочный инфаркт;
  • наличие опухоли в легком;
  • отек легких;
  • туберкулез;
  • пневмоторакс;
  • скопление жидкости в плевральной полости;
  • сердечная недостаточность.

Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:

  1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
  2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
  3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.

Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

  1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
  2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
  3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

к оглавлению ↑

Особенности выполнения

Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов.

Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп).

Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:

  1. Пациент должен находиться в сидячем или стоячем положении.
  2. Помещение для этой процедуры должно быть уединенным, обязательна тишина.
  3. Одежду с исследуемого участка тела нужно снять, чтобы избежать дополнительных шумов, возникающих из-за трения о ткань.
  4. В помещении не должно быть холодно.
  5. И врач, и пациент должны находиться в удобном для них положении.
  6. Стетоскоп должен плотно прилегать к выслушиваемой поверхности, но не давить на нее.
  7. Желательно избегать прикосновений к поверхности инструмента, чтобы не возникали дополнительные звуки.
  8. Не надавливать на инструмент.
  9. Врачу стоит использовать один и тот же стетоскоп, чтобы приспособиться к его особенностям.
  10. Очень важна сосредоточенность на процедуре, чтобы не упустить важных деталей.
  11. Дыхание пациента не должно быть слишком интенсивным, чтобы не возникло кислородного перенасыщения.

Места аускультации лёгких

Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов.

Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком.

Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.

Основные точки для выслушивания – это:

  • ямки над ключицами;
  • ямки под ключицами;
  • с двух сторон тела на уровне третьего ребра;
  • участки по бокам;
  • межлопаточное пространство;
  • области вокруг лопаток.

Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.

Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:

  • громкость;
  • однородность либо неоднородность;
  • высоту;
  • продолжительность;
  • постоянство;
  • распространенность;
  • проявление согласно фазам дыхания.

Процедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:

  1. Исследование в нормальном состоянии.
  2. Прослушивание тех же точек при глубоком дыхании.
  3. Оценка показателей при покашливании.
  4. Выявление показателей при смене положения.

Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).

к оглавлению ↑

Нормы и отклонения

В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.

Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.

Другими признаками патологии можно назвать:

  1. Ослабленное или усиленное везикулярное дыхание.
  2. Саккадированное (ему присущ неравномерный и прерывистый дыхательный ритм) везикулярное дыхание.
  3. Возникновение дополнительных шумов.

Дыхание при аускультации легких

Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.

У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:

  1. Бронхиальные шумы в тех участках, где их быть не должно. В этом случае можно предполагать наличие уплотненной легочной ткани. Такое возможно при крупозной пневмонии, абсцессе легкого, гидротораксе.
  2. Ослабление везикулярного дыхания. Может быть вызвано наличием жидкости либо воздуха в полости плевры, эмфиземой, бронхиальной обструкцией, пневмосклерозом.
  3. Усиливается везикулярное дыхание обычно при физических нагрузках. Также есть вероятность такого усиления в виде компенсаторной реакции (когда одни участки характеризуются гиповентиляцией, в других может развиваться гипервентиляция).
  4. Сухой вид хрипов. Чаще всего обнаруживается у больных при спазме легких (например, при бронхиальной астме). Наличие влажных хрипов может объясняться бронхитом, туберкулезом, опухолью, абсцессом легкого и пр.
  5. Крепитация. Может возникать при крупозной пневмонии, легочном туберкулезе, инфаркте-пневмонии.
  6. Шумы трения плевры. Возникают, когда на плевральных листках появляются неровности. Это вероятно при сухом плеврите, туберкулезе плевры, обезвоживании.

Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать – поставьте оценку

Загрузка…

Источник: https://opnevmonii.ru/diagnostika/auskultaciya-legkix.html

Чем слушают сердцебиение плода в женской консультации — Врачи в г.Волгоград — портал отзывов о докторах

Как прослушать легкие фонендоскопом у ребенка

Впервые в 1816 году воспользоваться чем-то похожим на современный фонендоскоп решил французский врач Рене Лаэннек при обследовании одной знатной дамы. Как он позднее вспоминал, из-за возраста, пола и полноты женщины он никак не мог точно поставить диагноз.

Простое прикладывание уха к груди не давало никаких результатов. Тогда Лаэннек решил просто свернуть в трубку листы бумаги. Это ему помогло определить у нее сердечную аритмию.
В дальнейшем свернутые листы бумаги заменила трубка, узкая посередине и имеющая расширения с обоих концов.

При этом один из них шире и повторяет форму уха. Это позволяет докторам яснее прослушивать шумы в легких и тоны сердца. Стетоскоп – вот как называется “слушалка” у врачей тех времен. Свой же современный вид, как и название, фонендоскоп получил уже ближе к 20 веку.

Одним из первых начал использовать его для диагностики выдающийся русский хирург Николай Сергеевич Коротков.

Методы выслушивания сердцебиения

  • На первом месте будет, конечно же, стоять УЗИ, с помощью которого производится визуальная оценка эмбриона и плода, а также состояние плаценты. Особенно детально изучается тон и частота сердцебиения плодного яйца. При помощи ультразвука прогнозируются различные инфекционные заболевания, пороки сердца, а также иные отклонения в развитии органов малыша.
  • Кардиотокография, которая коротко называется КТГ. Второй по эффективности метод после УЗИ. С помощью него фиксируется активность плода, работа сердца как в покое, так и в периоды подвижности. Необходимо отметить, что первая процедура делается на сроке 32 и более недель. В этот период формируются фазы отдыха и активности ребенка, в которых легко прослушивается работа сердечка.
  • Эхокардиография, как и предыдущее исследование, ориентируется именно на сердце, а не на общее состояние ребенка. Такое обследование делается в период с 18-й по 32-ю недели беременности при особых показаниях, например порок сердца, инфекции в матке, беременность после 38 лет, задержка развития ребенка.
  • Аускультация. Можно ли услышать сердцебиение плода беременности с помощью стетоскопа? Однозначно да, эта процедура называется «аускультация». Применяется в ней не обычный прибор, а акушерский, который отличается большей точностью и чувствительностью. С помощью процедуры выявляется положение ребенка и ритм, частота биения сердца.

Все эти методы можно реализовать только в оборудованных помещениях, для всех необходима консультация и помощь специалистов.

Будущих мам интересует вопрос: как в домашних условиях услышать сердцебиение плода? Это интимное и что-то очень близкое, что связывает маму (папу) и ребенка. Поэтому многие будущие родители хотят слышать своего малыша не только в присутствии врача.

Устройство современного фонендоскопа

Фонендоскоп, фото которого расположено выше, имеет 3 основные части: головку с мембраной, которая и усиливает звуки, звукопроводящую трубку и оливы-наконечники для ушей врача. Главное его достоинство в том, что, в отличие от стетоскопа, он позволяет прослушивать более высокие частоты, что делает его незаменимым в пульмонологии.

Однако для более точного диагноза медикам нужно прослушивать и низкочастотные звуки. Поэтому позднее появился прибор, объединяющий свойства обоих устройств.

С одной стороны наконечника имеется мембрана, а с другой стороны – нет. Таким образом, правильный ответ на вопрос о том, как называется “слушалка” у врачей, – стетофонендоскоп.

Хотя даже сами медики этот термин используют редко, сокращая его до более привычного – фонендоскоп.

Как называется прибор, которым врачи слушают твоё дыхание?

Мы слушаем не прибором, а с помощью его)))) ) Ответы верные, кроме дыхмометра))))

и 1 и 2 ответы правильные!

стетоскоп или фонендоскоп

Стетофонендоскоп.

Конечно же стетоскоп

Стетоскоп с двусторонней головкой: с воронкой и мембраной Стетоско́п (греч. στήθος, грудь + σκοπέω, смотрю [1]) — медицинский диагностический прибор для аускультации (выслушивания) звуков, исходящих от сердца, сосудов, лёгких, бронхов, кишечника и других органов.

Также, стетоскоп используется для выслушивания тонов Короткова при измерении артериального давления и для проверки правильного местонахождения желудочного зонда при проведении энтерального питания или промывания желудка.

Рабочей деталью стетоскопа является головка, которая прикладывается к поверхности тела пациента и улавливает звуки внутренних органов. По гибкому звукопроводу звук направляется в слуховой канал исследователя.

Специальные немедицинские (технические) стетоскопы используются для диагностики работы механизмов: трансмиссии, кривошипно-шатунного механизма, подшипников, втулок, клапанов и других деталей и узлов. Чувствительным элементом такого стетоскопа является тонкий металлический стержень, прикладываемый к диагностируемому механизму.

Стетоскоп это.

touch.otvet.mail.ru

Применение стето- и фонендоскопа

Все 3 прибора используются медиками по сей день. В зависимости от ситуации каждый из них позволяет выявить у пациентов различные заболевания. Так, стетоскоп применяется для прослушивания сердцебиения плода. Несмотря на свою простоту, это самый надежный и безопасный способ проверки самочувствия будущего малыша.

А вот ни один пульмонолог, терапевт и педиатр не могут обойтись без стетофонендоскопа, так как именно они должны первыми производить диагностику. В кардиологии же широко используется тонометр механический с фонендоскопом, который помогает не только прослушивать тоны сердца, но и измерять кровяное давление.

По сути, для обычного пациента не столь важно знать, как называется “слушалка” у врачей. Главное, что этот нехитрый прибор вот уже 100 лет помогает медикам в их работе. А значит, за это время многие люди смогли получить нужное и своевременное лечение. Это гораздо важнее, чем знание любых терминов.

Когда необходимо подсчитывать ЧСС плода дома

Бывают ситуации, когда требуется ежедневно следить за сокращениями сердца будущего ребенка.

  1. При кровянистых выделениях на любом сроке вынашивания. Самая частая причина такого явления – отслойка плаценты. Обычно необходим строгий контроль состояния плода в течение всей беременности.
  2. У матки повышенный тонус. В такой ситуации сосуды плаценты сдавлены, а это может привести к нарушению кровообращения в ней, при этом плод не получает в достаточном количестве кислорода и питания.
  3. При угрозе прерывания беременности нужно постоянно следить за сердцебиением плода дома, чтобы вовремя обратиться за медицинской помощью.
  4. При анемии у беременной. В этом случае у матери обычно понижен гемоглобин, а значит, плод не получает в нужном количестве питательных веществ, которые разносятся кровью.
  5. При болезни будущей матери, которая может стать причиной дефицита кислорода и питательных веществ.

Стетоскоп и фонендоскоп в чем разница

В чем же разница между стетоскопом и фонендоскопом?

Через мембрану фонендоскопа проходят, в основном, высокочастотные звуки (легкие, сосуды), а через воронку – низкочастотные (сердце, кишечник): низы как бы заглушают высокочастотные колебания.

Мембрана же стетоскопа существенно снижает громкость всего звука и низы становятся очень тихими. При этом высокие частоты становятся хорошо слышимыми

Источник: https://kazendodisp.ru/serdce/kak-poslushat-serdcebienie-ploda.html

Что такое аускультация лёгких, алгоритм проведения

Как прослушать легкие фонендоскопом у ребенка

Новая методика была основана на применении специального инструмента, который был назван стетоскоп, и который в том или ином виде вы и встречали у врачей висящим на шее. Конечно же тот древний стетоскоп за двести лет превратился в современный и очень распространенный инструмент. Первое действие любого терапевта при встрече с пациентом – приложить и прослушать.

Стетоскоп и фонендоскоп. Разница

До предложения Рене Лаэннека выслушивание работы сердца происходило путем прикладывания уха к груди больного. С диагностической точки зрения такое прикладывание было не очень информативным, но других вариантов не было.

Сам Лаэннек в своих работах описывает как ему случайно удалось найти более действенный вариант.

В одной “узкой” ситуации он вспомнил об акустическом эффекте, когда, приложив ухо к концу бревна можно было услышать касание иголкой к другому концу.

Эффект передачи звуковой волны и был использован для предложенного стетоскопа.

Не вдаваясь в физические процессы отметим, что звуковые эффекты сопровождают колебания клапанов сердца, сокращения стенок сосудов, а также движение крови по сердечно-сосудистой системе. В качестве примера – вы же слышите иногда как в квартире по трубам течет вода. Также будет слышно и текущую по сосудам кровь.

Стетоскоп позволил Рене Лаэннеку услышать удары сердца четче, чем это можно было сделать если бы он снова приложил ухо непосредственно к груди. Конструкция стетоскопа, которую предложил Лаэннек, представляла собой деревянную трубку с раструбом.

В таком виде конструкция просуществовала до начала 20 века (почти сто лет). Усовершенствование в виде наклеенной на раструб мембраны внес Н.С.Коротков (русский хирург). В результате появился фактически новый инструмент – фонендоскоп.

Столетний опыт использования стетоскопа привел к экспериментальному пониманию того, что внутренние органы человека производят звуковые колебания разной частоты.

Справочно. Сердце и кишечник производят низкочастотные колебания, а легкие и сосуды – высокочастотные. Получалось, что при использовании стетоскопа колебания низких частот заглушали высокочастотные.

Современный инструмент уже представляет собой комбинированный прибор – стетофонендоскоп. Головка комбинируется из мембраны с одной стороны и “колокола” с другой (см. на рисунке позиции 5 и 6). Хочет врач прослушать сердце – прикладывает головку “колоколом” к телу, хочет легкие – прикладывает головку мембраной к телу.

Все вместе (головка, звукопроводящая трубка, тройник, оголовья с оливами) влияет на качество передачи звука в зависимости от производителя и материала изготовления.

Что такое аускультация

Аускультация применяется практически всегда при первичных осмотрах врачами терапевтического профиля. Придя с любой жалобой, врач попросит пациента раздеться до пояса. Сначала проведет визуальный осмотр, а затем снимет с шеи стетофонендоскоп и начнет выслушивание.

Прежде всего проводится аускультация сердца, чтобы понять его состояние. Эта простая, занимающая совсем немного времени процедура, относится к важнейшим диагностическим методам, позволяющим дать комплексную оценку функционирования сердечно-сосудистой системы.

Она позволяет выслушать и дать оценку тонам, ритму и темпу сердечных сокращений.

Использование только стетофонендоскопа и наработанного опыта, позволяет достаточно точно оценить текущее состояние пациента. По этой причине метод аускультации применяется во всех медучреждениях, как в городе, так и в регионах, где нет дорогого диагностического оборудования.

https://www..com/watch?v=38yYWg-aGlU

Аускультация в состоянии дать информацию при наличии таких заболеваний, как:

  • порок сердца. Для этого заболевания характерно возникновение шумов, а также дополнительных тонов, которые появляются по причине грубых нарушений гемодинамики (продвижение крови) при движении в сердечных камерах. 
  • перикардит. Это заболевание характеризуется воспалением околосердечной сумки, что отражается на звуковом сопровождении работы перикарда – шум трения (сухой перикардит) или глухие сердечные тона (выпотной перикардит). 
  • бакэндокардит (инфекционный эндокардит), при котором возникают шумы и тона, характерные для пороков сердца.

Острый инфаркт Миокарда: симптомы

Powered by Inline Related Posts

Конечно же, аускультация не может выступать в качестве конечного диагностического метода. При возникновении подозрений на то или иное заболевание врач выпишет направление на обследование в зависимости от того, что он услышал при прослушивании.

Плюсы и минусы аускультации

К преимуществам метода можно отнести его доступность, быстроту проведения, возможность выявления заболеваний на ранних стадиях (шум в сердце может выслушиваться при отсутствии жалоб, то есть до появления яркой клинической симптоматики).

К минусам относится «человеческий фактор» (например, малый опыт выслушивания) и риск ошибки, необходимость проведения дополнительных, уточняющих исследований.

Особенности проведения выслушивания

Для получения наиболее достоверных результатов, аускультацию сердца необходимо проводить в тёплом, тихом помещении. В начале обследования пациенту нужно спокойно и равномерно дышать. Далее, врач просит его задержать дыхание на глубоком выдохе. Это позволяет уменьшить количество воздуха в лёгких, исключает наличие посторонних легочных шумов и улучшает аускультативную картину.

Положение тела пациента зависит от тяжести его состояния и подозреваемой патологии.

При первичном исследовании, аускультация сердца проводится в вертикальном состоянии, если это позволяет состояние пациента или сидя.

А также в горизонтальном положении (больной ложится вначале на спину, затем на левый бок). Дополнительно может быть проведена проба Вальсальвы. Также, повторяют выслушивание после небольшой физической нагрузки.

Аускультацию могут проводить при лёгком наклоне туловища вперёд (позволяет выслушать шум трения перикарда), стоя с приподнятыми руками и небольшим наклоном туловища вперёд (при подозрении на поражение клапана аорты (далее АК)), а также лёжа на левом боку (аускультация митрального клапана (далее МК)).

Точки аускультации

Отработка алгоритма аускультации шла примерно так – бралась конкретная точка выслушивания, отмечалась на картинке анатомического атласа, записывались звуковые эффекты, а затем накопленные данные сверялись с данными объективного обследования. Затем переходили к другой точке выслушивания.

Точки оптимальной аускультации не являются анатомической проекцией места появления тонов (исключение составляет тон лёгочной артерии (далее ЛА)). Это место, куда наиболее чётко проводится исследуемый тон и где другие звуковые эффекты меньше всего мешают его аускультации.

При выслушивании сердечных тонов необходимо соблюдать последовательность диагностики. В клинической практике применяют два порядка аускультации сердца, так называемые правила «8-ки» и «круга».

«Восьмёрка» подразумевает, что клапаны изучают в убывающем порядке, в соответствии с частотой их ревматических пораженй:

  • I-я – соответствует месту анатомического проецирования верхушки сердца. Здесь выслушивают МК и левое атриовентрикулярное отверстие; 
  • II-я точка аускультации сердца находится во 2-ом межреберье по правому краю грудины (выслушивают АК и устье аорты); 
  • III-я, также находится во 2-ом межреберье, однако по левому краю грудины (аускультация клапана и устья ЛА); 
  • в IV-й, расположенной у основания мечевидного отростка, выслушивают трёхстворчатый клапан и правое атриовентрикулярное отверстие; 
  • V-я (Боткина-Эрба), является дополнительной при аускультации АК. Она расположена в 3-ем межреберье по левому краю грудины.

По правилу «круга», вначале аускультируют «внутренний» клапанный аппарат. Далее – «внешниий», затем – в дополнительной точке.

То есть, аускультация сердца выполняется в очерёдности: МК, трикуспидальный, АК и клапан ЛА, в последнюю очередь – 5-я. Точки те же, что и в предыдущем методе, меняется только порядок их изучения.

Отметим, что врачи начинают усвоение алгоритма аускультации со студенческой скамьи и постепенно набираются опыта. Чем больше опыт – тем точнее диагностика и выше автоматизм выполнения нужных действий.

Справочно. К вопросу: почему врачи носят на шее стетофонендоскоп. Точность диагностики обеспечивается только в случае использования одного и того же инструмента – своего.

Чтобы понять откуда берутся тоны сердца, нужно представить себе, что в каждый момент времени из камер сердца в сосуды перегоняется приличная масса крови. Этот процесс осуществляется за счет работы мышечного и клапанного аппарата сердца, которые заставляют вибрировать близлежащие ткани.

Частота вибрации, отдающейся в грудную клетку, находится в диапазоне от 5-ти до 800-т гц. Ухо человека воспринимает колебания в диапазоне 16 – 2000 гц. И, чтобы эти звуки воспринять в виде информации, нужны внимание и хорошая практика.

У здорового человека нормальными и физиологичными считаются два сердечных тона:

  • 1-ый – систолический (четырёхкомпонентный);
  • 2-ой – диастолический (двухкомпонентный).

1-ый тон сердца образован клапанным, мышечным, сосудистым и предсердным компонентами. Его выслушивают в первой и четвёртой точках. В норме он отличается низким, продолжительным звучанием. Должен совпадать с верхушечным толчком.

2-ой образуют клапанный и сосудистый компоненты. аускультируют во второй и третьей точках. От первого его отличает большая продолжительность и более высокое звучание.

Источник: https://medline36.ru/zabolevaniya/chto-takoe-auskultatsiya-lyogkih-algoritm-provedeniya.html

Самое полезное
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: